Fallen Earth

Каждый хоть раз задумывался, что стал бы делать, случись вдруг конец света. Рыть бункер и запасаться провизией? Тащить из магазинов все, что плохо лежит? Собирать парней и строить свое королевство? Скоро такие фантазии могут стать реальностью, ведь если верить календарю майя — Земле придет конец уже в 2012 году. Недавно вышедшая Fallen Earth дает возможность попрактиковаться в выживании на руинах мира уже сейчас. Конец света в FE наступил не сразу. Сначала появилась мегакорпорация GlobalTech, инвестирующая миллиарды долларов в новейшие технологии. Главным ее козырем была система клонирования, давшая богатеям возможность стать практически бессмертными. Конечно, такая игра в бога не всем пришлась по душе. Ярые защитники природы, именующие себя Vistas, открыто выступили против GlobalTech и стали строить компании козни. Тем временем в Азии вспыхнула страшная эпидемия вируса Шива. Постоянно мутирующий и потому защищенный ото всех вакцин, он скосил добрую половину человечества. Остальная половина слегла под градом ядерных боеголовок, выпущенных во все концы земного шара, — так радикально люди будущего решили побороть заразу. Единственным уцелевшим местом в этой заварушке стал Гранд-Каньон, где разместились штаб-квартира GlobalTech и военные комплексы. Постепенно на костях цивилизации начал зарождаться новый мир…

«Очнись, нужно спешить!» — первые слова, которые слышит появившийся на свет герой. Голос в голове принадлежит Елене Винтерс — сотруднице GlobalTech, которая сразу раскроет все карты: мы — клон, созданный для извлечения органов, нас убивали и воскрешали сотни раз, в чем Елена принимала активное участие. А теперь бедняжку замучила совесть, и она решила помочь. Место, где нас угораздило очутиться, — огромная дамба посреди Гранд-Каньона. Сюда прорвались дикари, которые жаждут порешить какого-то ученого-тирана, и если не поторопиться, то можно попасть под горячую руку.

Побег с дамбы — это краткий туториал, в процессе которого нас учат ходить, стрелять, торговать, вытаскивать из черепов топоры и управлять ржавым багги. Свежеиспеченному клону даже дают цель, которая наполнит смыслом его никчемное существование. Но выполнить главное задание удастся не скоро.

Разборки в Гранд-Каньоне

На прощанье мисс Винтерс успеет сообщить, что дамба — не единственное место, где есть система клонирования. В Гранд-Каньоне полно бункеров, откуда выползают заново рожденные клоны. И если какой-нибудь неудачливый гопник где-нибудь размозжит себе череп — это не беда. Специальный ошейник определит его кончину и передаст данные в ближайший бункер — для чудесного воскрешения. В одном из девяти таких подпольных хранилищ и начинается основная игра. Нам разрешают выбрать для старта город, где нужно стрелять и убивать, но можно сразу отправиться в крафтерскую мекку — там NPC завалят заданиями в духе «найди что-нибудь ценное» или «смастери что-то не менее полезное».

То, что действие происходит в постапокалиптическом будущем, видно невооруженным глазом. Куда ни глянь, повсюду останки машин и горы мусора, на горизонте виднеются разрушенные мосты и поваленные столбы электропередач. Небольшие поселения собраны из подручных материалов, а на щитах красуются надписи «Осторожно, мутанты!». Словно в подтверждение мимо проползает нечто, что когда-то было собакой… или кошкой… или крысой.

Но мутанты — не главная проблема горожан. Вопреки ожиданиям, от них даже не нужно защищать поселения. Зато рядом с каждым оплотом цивилизации орудуют банды рокеров, панков, служителей культов — и всем им давно пора задать хорошую трепку.

Любители изучать сюжет и предысторию останутся довольны: текстов в игре читать не перечитать. На вашу долю выпадет спасение глупеньких девиц, попавших в сети новомодных культов, освобождение деревни от тирании безумного искусственного интеллекта, придется даже внедриться в криминальные структуры… Благодаря динамичной боевой системе в духе Counter-Strike не скучно выполнять даже привычные задания в духе «убей еще десять бандюков». Пригодятся и выученные в детстве стрейфы, и меткие хедшоты.

Хотя попасть в череп здесь не так просто — враги носятся по безумным траекториям, пролезают сквозь стены и не желают подставлять лоб. Арсенал не ограничивается винтовками и пистолетами. В ход идет все: доски, куски арматуры, бейсбольные биты, клюшки, вилы, баллончики с кислотой, яд. А для любителей экзотики — мутации (на них тратится специальная энергия, гамма — аналог маны). Особо назойливых можно успокоить боевыми приемами, которые не только лишают здоровья, но заодно сбивают с ног, вызывают кровотечение и ухудшают зрение врага.

Шопинг на свалках

Два года назад, когда мы брали у разработчиков интервью, нам пообещали открытый мир размером семь тысяч квадратных километров. Пока не все регионы добавлены в игру, но масштабы даже трех готовых секторов впечатляют. Переход между соседними городами занимает добрых полчаса, поэтому первое, что необходимо сделать, — раздобыть лошадь. Шесть синих фишек за клячу (покерные фишки в FE служат валютой — как думаете, откуда позаимствована идея?) — лучшее капиталовложение в игре. Но если жалко отдавать кровные спекулянтам, собрать лошадку можно своими руками.

Крафт, безусловно, главное достоинство FE. Поверьте, даже если вы терпеть его не могли в других онлайновых играх, здесь будете часами искать нужные ресурсы, охотиться за рецептами и конвейером тиражировать разный хлам. Разработчики освободили игроков от нужды стоять у станка. Достаточно запустить процесс, и он пойдет в фоновом режиме, пока вы истребляете мутантов, выполняете квесты или даже находитесь офлайн.

Практически все предметы в игре можно создать самому. Время производства варьируется от нескольких секунд до суток. Все очень правдоподобно. Например, для приготовления простенького вегетарианского супа-чили понадобится сковорода, восемь испорченных овощей, порция овощей тушеных, три помидора, две фляги воды и две медовые соты. Но лучше не спрашивайте, сколько разной всячины требует крутой внедорожник.

Где брать материалы? Да везде! В постапокалиптическом будущем богатства валяются прямо под ногами, главное — уметь их искать. Ценные ресурсы можно извлекать из каркасов машин, из разложившихся трупов, из кустов, из, простите, подозрительных кучек. Особенно много добра на свалках, поэтому там всегда можно увидеть игроков, высматривающих, чем бы поживиться. Со временем вы научитесь их ненавидеть. Этих жадных, загребущих сталкеров, которые только и мечтают увести из-под носа вашу кучку мусора, засунуть поскорее в мешок ваш металлолом. Это ведь не только трофеи, но и опыт — за сбор ресурсов и создание вещей начисляется экспа.

При всех достоинствах крафта он не идеален. Например, игроки не могут менять приоритет на изготовление вещей. Если NPC дал задание сварить бульон, а в окне уже крафтится мотоцикл, придется ждать несколько часов до финиша или прервать процесс и потерять кучу материалов.

Да и с экономикой не все гладко. Оружие и броня, если их вовремя чинить, никуда не исчезают. Поэтому неясно, кому будут нужны услуги портных и оружейников, когда все прокачаются и добудут себе самые лучшие шмотки. Торговать одними патронами и едой? Но ресурсы и одежда продаются у NPC. Зачем? Игроки могли бы заполнить рынок и сами. Пока эти проблемы видны не так явно, но чем больше народу подберется к сорок пятому — максимальному — уровню, тем актуальнее они станут.

Идеальный клон

Система развития персонажа хоть и основана на уровнях, но сильно отличается от других MMORPG. По мере роста игроки получают очки улучшения (AP) и могут тратить их на апгрейд своего клона. Каждое умение — будь то ближний бой, стрельба, использование аптечек или сбор трав — привязано к двум характеристикам, и если вы хотите лучше махать бревном, то придется сначала прокачать силу и координацию. Бесполезных навыков в игре нет. Даже харизма, которая отмороженному панку вроде бы ни к чему, открывает доступ к уникальным способностям и миссиям.

К сорок пятому уровню в вашем распоряжении будет больше тысячи AP, но на все скиллы их все равно не хватит. В лучшем случае можно стать спецом в двух дисциплинах: боксером-крафтером, ковбоем с револьверами и аптечкой, мутантом с ружьем. Быть мутантом, кстати, не стыдно. Это обычные люди с необычными способностями: они умеют выпускать файерболы, передвигать предметы на расстоянии, насылать чуму. Вот только в начале они едва способны высечь из пальцев искру, поэтому многие предпочитают старый добрый дробовик и чистые мутанты в игре встречаются редко.

Кроме обычных заданий, в FE полно квестов, которые поощряют игрока не только опытом и деньгами, но и двумя дополнительными AP. В каждом городе есть такие миссии, иногда они встречаются в самых неожиданных местах. А так как очки развития на вес золота, охота за такими квестами — одно из самых увлекательных и полезных занятий в игре.

Будни Сектора 2

Наигравшись в песочнице первого сектора, набравшись опыта и AP, вы со временем обязательно переберетесь во второй и третий сектора. Именно там вам предстоит сделать главный выбор — кому продать свою душу. Мир только кажется бесхозным, на самом деле его давно поделили между собой шесть воюющих группировок (смотри подробный разбор на врезке «Фракции Fallen Earth»).

Каждая фракция имеет двух союзников, двух противников и одного заклятого врага. В принципе, можно остаться в стороне и не участвовать в войнах (PvP в игре доступен в отдельных локациях, куда соваться не обязательно), но это все равно, что запустить гоночный симулятор и ни разу не сесть за руль.

Если заработать авторитет у выбранной группировки, вы получите доступ к отличным вещам, книгам и другим бонусам. Репутация прокачивается очень просто. Достаточно взять пушку потяжелее, патронов побольше и отправиться на вражескую территорию. Примерно треть городов в Секторе 2 находятся в зоне конфликта, а это значит, что их можно захватывать. Даже безобидным крафтерам есть смысл наведываться в PvP-локации — ресурсов там больше и они более ценные.

Вот только с балансом пока не все ясно. Каким образом громила с дубиной может догнать стрелка, который скачет на лошади, садя из двух стволов? Пара-тройка выстрелов — и боксер отправится в ближайший бункер.

* * *

Независимые разработчики, каковыми являются Fallen Earth LLC, как правило, стараются отдалить релиз своих игр от выхода хитовых ММОRPG. Ведь крупные компании могут позволить себе тратить куда больше денег на рекламу и оставлять менее известные проекты в тени. Издатель Fallen Earth не побоялся помериться силами с самой NCsoft, выпустив игру день в день с Aion.

Можно долго рассуждать, насколько глупый это шаг, но достаточно зайти в Fallen Earth, как сразу понимаешь — Aion, World of Warcraft и прочие фэнтезийные MMORPG ей не конкуренты. Fallen Earth — это жесткий, реалистичный постапокалипсис, в котором каждую секунду идет жестокая борьба за существование, где приходится самому создавать практически всю свою амуницию и даже видоизменять собственное тело, чтобы выжить.

Геймплей: 9

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Онлайновая смесь Fallout, «Сталкера» и «Безумного Макса». Игра, в которой собственными руками можно собрать квадроцикл и отправиться на нем исследовать постапокалиптический мир.